Андивионский сундук

Андивионский сундук - это разновидность сейфа со множеством тайных отделений, разнообразных ловушек и затейливых украшений, среди которых прячутся кнопки, датчики или другие устройства. Этот термин охватывает очень широкий ряд вещей с собственными историческими названиями. Их размеры могут варьироваться от маленьких шкатулок до массивных шкафов и даже архитектурных элементов. Традиционно в секрет отпирания его ящичков и вообще наличия многих из них был посвящён только владелец конкретного изделия, однако современные версии таких систем, применяемые Альянсом, чаще предназначаются для публичного пользования, сохраняя лишь общий принцип дизайна.

Такие предметы знакомы жителям многих миров, но почти везде оставались единичными экземплярами, и только в диадромах вроде А-1 им удалось стать действительно популярными, пусть даже весьма локально. Там старейший из известных андивионских сундуков был создан в восточном государстве Атум примерно 1420 с.в. по заказу полководца Куранга, известного своей тягой к тайным знаниям. Его тяжёлый кофр состоял из десятка сундучков, открывающихся посредством нажатия на детали мозаики в нужном порядке. Чтобы дополнительно усложнить взлом, многие кнопки были сделаны ложными, некоторые выпускали ядовитые иглы, а попытка вскрыть его или подобрать пароль перебором вела к тому, что внутренний механизм разбивал сосуд с кислотой, уничтожая содержимое. В мире А-24 по схожему принципу работает более простое устройство, криптекс. Куранг хранил в нём важнейшие военные документы и оккультные книги, а перевозку не доверял даже самым надёжным слугам. Большинство историков полагает, что это не оригинальное изобретение, а модификация одного или нескольких ещё более старых. Так или иначе, известно о нём лишь из обрывочных описаний, поскольку Куранг очень ревностно относился к этому изделию, никому не позволял долго разглядывать его, а 1400 с.в. при нападении войск Сордатоса оно было уничтожено, предположительно пожаром в лагере.

Ещё при жизни Куранга его сейфом заинтересовались другие военачальники, государственные деятели, а затем и просто богачи, охочие до разнообразных диковин. Они не могли знать принципов его устройства, но в общих чертах представляли внешний вид и возможности такого предмета, делая тайные заказы искуснейшим мастерам. Андивионские сундуки того периода, из которых до наших дней сохранились около двадцати, демонстрируют огромное разнообразие конструкций - каждый изобретался почти независимо от остальных. Цена подобных вещей была поистине заоблачной, так как их сложность, и без того сопоставимая с лучшими механическими часами, повышалась необходимостью добавить возможность настройки. Владелец лично соединял ключи с кнопками или рычажками, устанавливая ему одному известные пароли от ящичков. Само наличие подобного сундука уже было показателем высочайшего статуса, но этим устройствам было далеко до изящества прототипа, поэтому их дополнительно украшали ценными породами древесины, благородными металлами, самоцветами и прочим. При этом плоские мозаики сменились рельефными, а символизм каждого узора и материала, свойственный первым образцам, уступил обычной красе.

Изобретение эвольвентной шестерни, графитовых подшипников, новых методов обработки медных сплавов, токарного станка и ряда других технологий позволило многократно удешевить такие системы, но их изощрённость столь же быстро росла. Позволить себе даже маленькую шкатулочку, выполненную по последнему слову ювелирно-инженерного искусства, до сих пор могли лишь считанные единицы, и стоимость её, особенно с учётом украшений, часто оказывалась выше, чем у содержимого. Большинство предпочитало устаревшие, однако столь же надёжные антикварные андивионские сундуки, которые, помимо прочего, раньше принадлежали монархам, полководцам, мистикам и иным знаменитым личностям, поэтому имели богатую историю, полную будоражащих воображение тайн. Были также подделки под старину, хотя развиться подобному бизнесу не дали сложность их механики и украшений. Это были прежде всего статусные, а не утилитарные предметы.

Чтобы конкурировать с драгоценным антиквариатом, лучшим изобретателям приходилось постоянно соревноваться в хитрости внутреннего устройства таких изделий, вычурности оформления, а также искать им новые функции. Так, у творений эрмальских мастеров внутри одного ящика помещались дополнительные, открывающиеся независимо, римляне и лантоняне делали упор на ловушках, изощрённо калечащих взломщиков, а александрийцы придумали строить по такому принципу мавзолеи с целыми комнатами-головоломками для защиты от воров.

Менее искушённые инженеры, напротив, сделали ставку на массовое производство гораздо менее вычурных секретных сейфов, доступных каждому более-менее зажиточному человеку. Впрочем, это искусство смогло стать незатейливым ремеслом, лишь когда 820 с.в. появилась первая мануфактура и началась новая индустриальная эпоха. В прогрессивных странах андивионские сундуки всего за два века перестали быть чем-то необычным, дополнительно побуждая выдающихся мастеров усложнять свои уникальные механизмы для именитых заказчиков.

С началом Первой Великой Войны производство как тех, так и других андивионских сундуков было прекращено, а имеющиеся очень часто конфисковывались для армейских нужд. Многие такие предметы, как и секреты их изготовления, были утеряны. Но, когда 570 с.в. началась эпоха Возрождения, уцелевшие сейфы, в основном дешёвые, без проблем воспроизводимые средствами того времени, вдохновили новых конструкторов. Особенно им помогло изобретение 552 с.в. печи для выплавки качественного железа, поскольку важнейшие детали, прежде всего пружины, стали намного более аккуратными и менее дорогими. Первые образцы подобных хранилищ стоили целое состояние, однако довоенные всё равно ценились куда сильнее, а технологии стремительно развивались и дешевели. Таким образом, уже к 500 с.в. сундук с секретами окончательно вошёл в быт самых развитых стран и утратил опасные ловушки, а ещё век спустя стал заурядным по всей планете.

Однако настоящий расцвет таких систем начался 207 с.в. после основания государства Андивион, которое и дало им современное единое название. Прежде всего, Эгиальт I смог наладить широкое производство весьма сложных механизмов, активно спонсировал изобретателей хитроумных машин и в изобилии строил залы для показа инженерных чудес широкой публике. Искусство загадывания загадок и раскрытия тайн прочно отпечаталось на менталитете жителей, создав благодатнейшую почву для того, чтобы различные пасхалки стали неотъемлемой частью местной жизни. Вскоре на их основе возник самобытный архитектурный стиль - андивионские сундуки начали встраиваться прямо в стены домов, изящно прячась среди обычных украшений, и каждый желающий мог что-то спрятать там, устраивая достаточно любопытным соседям квесты произвольной сложности, обычно ведущие к некоей награде. Делалось это с целью поисков достойного наследника, чтобы заинтересовать читателей новой книги её продолжением в реальной жизни или просто ради развлечения. Поначалу таким образом пытались проворачивать незаконные дела, прежде всего передавать контрабанду, но открытый доступ к каждому уличному тайнику сделал подобный метод слишком рискованным. А позже андивионский стиль начал затрагивать новые сферы жизни, особенно транспорт, и серьёзно повлиял на общий облик города, сделав его очень привлекательным для тех, кому хочется проверить свой интеллект, но также замедлил настоящий прогресс неудачным распределением ресурсов, вроде замены тайников после поломки, или когда их хитрость становилась всем известной.

Всё резко изменилось, когда возник Андивионский Научный Альянс, начав стремительно создавать фантастические технологии и теории об устройстве мира. Этот город был назначен его прародиной благодаря тяге местных жителей к разгадыванию тайн, которая помогла намного легче объяснить внезапный скачок научно-технического прогресса. Хотя эта организация активно нанимала учёных из других стран, первое время она была очень национальной, чутко следовала общей атмосфере Андивиона и улучшала его собственную жизнь. Секретные сейфы вышли на совершенно новый уровень доступности и сложности, обзавелись множеством новых украшений, а кроме простых механических передач начали широко использовать компьютерные модули. А наиболее важным улучшением их дизайна стали мем-ключи, поскольку они не только делали такие загадки в разы интереснее, но также прививали народу важные для проекта «Восход» черты нетипичного мышления.

В современном Альянсе такой дизайнерский стиль достиг своей наивысшей формы. Благодаря ему никто здесь до сих пор не отказался от чисто декоративных элементов в пользу куда более утилитарных ровных поверхностей, даже несмотря на дополненную реальность. Чтобы особые терминалы Сети, технические или гигиенические помещения, аварийные арсеналы и другие важные объекты не слишком мозолили глаза, но при этом были легко обнаружимы, их прячут за узорчатыми панелями, на которых даже в чрезвычайной ситуации можно столь же быстро найти замаскированную отпирающую кнопку. Кроме того, среди уличных и комнатных барельефов успешно скрываются различные датчики, позволяя вести удалённое наблюдение за всеми событиями, не нервируя жителей без иоттарского комплекса, что было бы трудно проделать с иной архитектурой. Таким образом, андивионский сундук стал одной из основных вещей, сформировавших облик организации.

Список использованной и дополнительной справочной литературы, автоматически обновляется с появлением новых изданий этих источников.

  • Н. Т. Джорджес, С. Б. Тетон, «Криптохранилища», 141-8 а.в., издание 4, том 1, стр. 512-575.
  • Р. И. Ниганами, И. Амекал, «Андивионский архитектурный стиль», 124-17 а.в., издание 2.
  • Э. Мангуро, Баатог, «Куранг Атумский – явная и тайная жизнь», 275-17 а.в., главы 11-15.
  • Т. С. Граут, Эльштаи, «Великая история механизмов», 1-20 а.в., выпуск 1, стр. 40 и 52-57.
  • М. Ваудиро, Л. Т. Санреми, «Искусство загадок», 275-11 а.в., том 5, стр. 314-321 и 408-422.

Андивионский сундук можно приобрести в магазине фокусов, для его модификации разрешёнными способами не требуется подавать запрос.

Unless otherwise stated, the content of this page is licensed under Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 License