Ранги разумов

Колоссальные успехи научно-технического прогресса и приручения магии принесли Альянсу не только доселе невиданные возможности, но также массу новых забот. Прежде всего, обретённые знания и инструменты были потрясающими, умопомрачительными, невообразимыми, в самом что ни на есть буквальном смысле. Истинная природа вселенной оказалась настолько непохожей на привычные человеку ощущения и законы логики, что даже лучшим учёным было трудно представить хотя бы саму величину этой разницы, а простым гражданам оставалось лишь учиться пользоваться интерфейсами заведомо непостижимых систем. Не менее мощный удар был нанесён и культуре - то, что всегда считалось главной ценностью, начинало выглядеть мелким, незначительным, старые аксиомы рушились, будто карточные домики. С другой стороны, отказываться от всего многовекового наследия человечества Альянс тоже не хотел. Усилители мозга позволяли решить часть этих проблем, но создавали кучу других. К счастью, Альянс был собран из тайных обществ, которые уже давно опережали остальную планету и прекрасно знали, как решать подобные задачи. Всех просто разделили на группы по особенностям психики, и для каждой создали удобные условия с примитивными, но достаточно полезными, а главное - постижимыми элементами обстановки, от внешнего вида бытовых приборов до норм этики. Система получилась пригодной и для иных разумных существ, а проводится такое деление по трём важнейшим параметрам.

Сложность разума - уровень структуризации мыслящих систем, например нейронов или тел в составе метаорганизма, с единой личностью.

1 - самосознание активируется лишь в некоторых ситуациях, а всё остальное время существо мыслит и действует как животное или машина.
2 - полноценный и стабильно существующий разум на простом носителе, вроде свободного призрака или материального организма с душой.
3 - трансразум, выходящий за границы носителя, например соединённый с сетью компьютеров или видящий одновременно всю свою жизнь.
4 - роевой интеллект, каждый нейрон которого обладает полноценным разумом и собственной личностью, хотя она подавляется более общей.
5 - гиперрой, который живёт сразу во множестве параллельных потоков реальности, а нейронами метамозга служат его местные воплощения.

Ключевым моментом тут является именно наличие самосознания - без него даже самый могучий интеллект в Альянсе будет считаться просто очень умной амёбой или автоматоном. Чтобы отличить настоящий разум от его имитации, организация смотрит на строение кауформы, так как настоящая личность по определению обладает характерным набором ядер или их функциональных аналогов. Это также означает, что каждый одушевлённый предмет, вроде компьютера с искусственным разумом или камня, к которому прицепился призрак, здесь тоже будет обладать всеми базовыми правами и возможностью карьерного роста. Всё многообразие известных форм жизни можно классифицировать только такой системой. Чтобы перейти на третий ранг, расширение сознания должно быть постоянным или хотя бы достаточно частым. Объединиться же в рой могут даже существа второго ранга, однако их единая личность и каждый её разумный фрагмент будут рассматриваться по отдельности.

Восприятие жизни - какие части своего и чужих метаорганизмов личность считает ценными, бережёт от смерти, а что спокойно игнорирует.

0 - вообще не понимает концепцию смерти, поэтому считается заведомо аморальной, хотя всё равно может творить добро, что учитывается.
1 - ценит неразумные части организма вроде отдельных клеток, которые тоже живые, или генетической линии, непрерывной уже сотни веков.
2 - заботится о каждом полноценном носителе сознания, например физическом теле, но приемлет гибель его отдельных частей вроде клеток.
3 - помнит, что после смерти материального тела может переселить душу в точно такого же гомункула, однако боится уже за её сохранность.
4 - учитывает теорию единой кауформы и не считает распад души чем-то необратимым, если в альтернативных мирах остаются её двойники.
5 - знает, что в индиционе будет вечно храниться образ каждой локальной или глобальной сущности, и может смириться почти с чем угодно.
6 - на данный момент широкой общественности известно только то, что такой ранг вообще есть, а его смысл заметно отличается от обычных.
7 - особый ранг личной команды Первого Стратега, связан с иными версиями Альянса вроде Эрмальского, но его точный смысл засекречен.

Всё это нужно для того, чтобы объединять население в более-менее однородные группы с общей моралью, избегая ненужного расхождения взглядов. Так, например, обычный человек не сможет понять философию роевого разума, который способен легко пожертвовать отдельными телами, хотя при этом считается столь же добропорядочным гражданином. С другой стороны, метантей, состоящий из множества отдельных мелких зооидов, точно так же будет думать про человеческие волосы и кости, образованные мёртвыми клетками, а кровоточащая царапинка покажется ему геноцидом. Разделение по этим взглядам помогает Альянсу эффективнее улучшать мир - высокоранговые сотрудники заняты глобальными проблемами, а низкоранговые заботятся о комфорте отдельных жителей, и никто никому не мешает. Благодаря такому подходу организация остаётся единой и никого не обделяет, но при этом свободно движется вперёд, ещё отчётливее осознавая всю бренность бытия.

Уровень принятия - что для личности является пределом понятности и приемлемости, за которым всё выглядит как непостижимое безумие.

1 - простейшие декорации и базовые технологии, похожие на эволюционно привычные вещи, например автомобиль как аналог быстрого бега.
2 - причудливые явления на самой грани привычной логики, вроде релятивистики, дисторционики, квантмеха и видимых алфизических лучей.
3 - феномены далеко за пределами знакомых концепций, но не настолько, чтобы перестать выглядеть наукой, например эптоны и аксиформы.
4 - самые странные вещи, наподобие миров субъективного типа, где едва работает логика и приходится полагаться на иные формы познания.
5 - данный ранг есть только у Стратегов, лучших Разведчиков и некоторых Парагонов, поэтому почти никому не известно, что же он означает.

Колонизируя обитаемый мир, Альянс создаёт там простые базы, предназначенные прежде всего для первого ранга и оформленные согласно представлениям аборигенов о будущем. Их научные центры, однако, строятся уже для второго, а в кварталы визионистов допускаются лишь обладатели третьего ранга. Так же устроены орбитальные станции - а разброс нужен, чтобы жители привыкали к более сложным вещам. Базы в далёком космосе или на специальных планетах уже недоступны никому из первых двух рангов - здешним мастерам не нужны упрощённые интерфейсы и привычные методики, потому что от инструментов они ждут максимальной функциональности, а занимаются истинно передовой наукой. Впрочем, почти все такие работы могут проводиться и в упрощённых городах. До четвёртого и пятого рангов может доучиться только очень малый процент сверхпрофессионалов, поэтому для них создают особые базы, оккультные, далеко в стороне от остальной организации.

Все три параметра этой системы стоят по порядку, от самого стабильного до очень легко меняющегося в процессе обучения. Альянс, среди прочего, стремится повысить средний ранг своего населения, а также рассекретить весь данный список. Озвучить его сразу целиком нельзя, как водится, из-за Формулы пределов развития, поскольку они связаны с пока официально неоткрытыми вещами, хотя некоторые сотрудники получали четвёртый ранг восприятия жизни ещё задолго до освоения дельта-потока, пятый - раньше, чем простые учёные открыли индицион, и так далее. А существа из других миров могут обладать превосходящими знаниями и одновременно удивляться основам здешнего уклада.

Таким образом, например, у обычного человека из мира А-24 вначале будут ранг 2-2-2 и доступ к районам местных планетарных баз, которые являются, по сути, лишь песочницей для новичков. К более продвинутым лабораториям и иным местам, где наука плавно перетекает в самое настоящее волшебство, он получит допуск, только когда будет психологически готов находиться среди подобных вещей. Он не сойдёт с ума от таких зрелищ, организация умеет стабилизировать когнитивные процессы, но сотрудник, а тем более обычный гражданин слишком низкого ранга там будет лишь напрасно отвлекать персонал, тщетно пытаясь разобраться, что вообще творится вокруг него. А понять истинный облик современного Альянса в полной мере могут лишь лучшие специалисты, которые так сильно выросли из исходного мышления, что на их фоне даже постчеловек выглядит мышью. Впрочем, это вовсе не мешает им общаться с простыми смертными на доступном для последних языке.

Как правило, сотрудники высших рангов живут и работают очень далеко от мест, куда забирается низкоранговый персонал, и даже если они пересекаются, то всё равно занимаются абсолютно разными делами. Это можно сравнить с тем, как человек пишет книгу об искусстве, пока бессознательные части его мозга контролируют дыхание и метаболизм, а неразумные лейкоциты самостоятельно охотятся за вирусами. Они образуют единую систему, в которой важны все элементы, но функционируют на разных уровнях и занимаются только строго определённым набором задач. Разуму куда выгоднее заниматься абстрактным мышлением, чем постоянно следить за каждым геном в клетках, и наоборот.