Теаматические машины

Чтобы решать многие аксиматические уравнения, необходим полноценный самосознающий разум - вычислитель сам служит неотъемлемой частью большинства ключевых формул и алгоритмов, поэтому должен обладать строго определёнными свойствами. Но организация всё же придумала различные теаматические механизмы на основе неживых систем - причём кроме компьютеров у неё имеются и другие средства.

Например, для новых аксиметрических рассчётов нужны специальные программы соответствующей сложности, но создание практически всех известных типов аксиформ по уже готовым шаблонам требует лишь подходящего механизма - причём это может быть даже простой чертёжный инструмент из палочек, колёс и фломастера, или набор кубиков конструктора, которые могут сложиться в подходящую фигуру.

Однако абсолютное большинство таких действий немыслимо без полноценного процессора. Почти каждое теаматическое уравнение должно сначала встроиться в общую систему мировых формул подходящего уровня, вроде локальной математики, затем перенастроить их, и лишь тогда ответ на него будет иметь какой-то практический смысл. Иными словами, задачу подобного рода необходимо решать строго от начала до конца - каждый промежуточный шаг будет подготавливать мир к принятию новых свойств, а иначе, скорее всего, ничего не выйдет, даже если итоговое число окажется точно таким же, как у сработавшей формулы. Конечно, есть и такие сверхмощные уравнения, которые можно начать сразу с последних этапов, но они, как правило, менее эффективны, и уж точно исключительно редки. И многие длинные вычисления достаточно просты, чтобы с ними успешно справлялся стандартный айтиматериальный компьютер или даже шестерённо-рычажный аппарат.

В некотором смысле дазайнометрические инструменты вроде дазайноскопа или теаматографа и другие аксиматические датчики также могут быть отнесены к этим устройствам, хотя принцип их действия отличается от настоящего преображения реальности. Они становятся прямыми продолжениями мировых формул и тем самым меняют результат работы программы, выводящей, к примеру, цифры на монитор, или именно теаматически переписывают некие параметры специальной детали, вроде температуры изолированного атома, что фиксируется уже другими системами подобного прибора. Но на самих внешних уравнениях, которые определяют облик или поведение мира, это никак не сказывается.

С другой стороны, у манипулирования метаптозом и регуляторов дазайна тот же самый принцип действия, однако они однозначно являются теаматическими технологиями, так как зримо меняют окружающую реальность. Аналогично устроены и все остальные аппараты, способные производить пошаговые вычисления без участия оператора. Также к этой группе формально относятся многие инструменты для выполнения простых, но важных алфизических работ и омнической инженерии, поскольку их компьютерные программы вызывают предсказуемый отклик более низкого яруса синреальности через пусть косвенное, однако всё же достаточно явное редактирование локальных мировых уравнений.

Кроме того, идёт разработка специального апгрейдера с чисто теаматическим способом работы. Он должен будет самостоятельно понимать предназначение объекта, определять внутреннюю гармоничность онтоматических формул, которые задают его свойства, а затем менять эти уравнения так, чтобы получить другое итоговое значение, из-за чего нужные черты усилятся или ослабнут, но суть сохранится. Например, у самоката доминирует транспортная роль, и в зависимости от силы преображения он станет мотоциклом, самолётом или телепортатором для более быстрого перемещения пользователя к намеченному месту. Впрочем, сейчас подобное устройство существует только в виде теорий.

Если же объединить компьютерную технику с живым разумом, их теаматические возможности вырастут на много порядков, потенциально до бесконечности. Так, с экзокортексом даже базовой комплектации можно играючи решать в уме сложнейшие задачи из высшей математики и основных разделов эмматики, а также напрямую подключать свой мозг к дазайнометрической аппаратуре, обретая абсолютно новые органы чувств. И, хотя изменение мировых формул является скорее приятным бонусом к главным функциям подобных технологий, среди них также есть предназначенные конкретно для теаматики. Прежде всего, это особые станции, где осуществляется векторное программирование и его разновидности вроде систем связи или виртуальных метапространственных складов для некоторых объектов. У него, однако, есть пока ещё непреодолимый недостаток - чтобы цель переносилась целиком, то есть, например, душа не отрывалась от физического тела, оборудование должно быть гораздо сложнее современного, особенно в плане программ. Кроме того, из-за огромных нагрузок даже лучшие специалисты с многолетней практикой вынуждены регулярно брать отпуск. Как раз поэтому другие мощные мозго-компьютерные теаматические устройства сейчас почти не применяют - профессиональный теаматик вполне сможет обойтись и без них, а менее опытному они едва ли сильно помогут.

Что касается искусственных интеллектов, обычно лучше приспособленных к вычислительной среде, то некоторые из них действительно были созданы Альянсом для каких-то определённых задач. Однако по местным законам всё, что обладает самосознанием, автоматически должно получать соответствующие права, включая свободу выбирать себе занятие и место работы. Это касается и мыслящих программ, найденных в иных мирах, поэтому даже тех, кого изначально проектировали для одной определённой работы, включая теаматику, политика организации требует дополнительно наделить возможностями для ведения нормальной разносторонней жизни. А поскольку их можно заменять разумами естественного происхождения, модифицированными и подключёнными к тем же системам через нейроинтерфейс, у рукотворных нет никаких преимуществ перед обычным персоналом. Некоторые, конечно, достигли весомых успехов, особенно работая сообща - но не запредельных.

Последнее связано с ещё одной очень сложной проблемой. Хотя прототип автоматически стабилизирующейся телепатической связи двух и более теаматиков уже достаточно успешно используют для снижения нагрузок на каждого из них в отдельности, это помогает им совместно трудиться только над одним уравнением или несколькими концептуально похожими. Многие высокоуровневые формулы, для которых такой переходник, собственно, и предназначен, несовместимы, то есть если заняться ими одновременно внутри единой системы, ответ получится бессмысленным или деструктивным. Это связано с фундаментальным устройством теаматики, которое даже гипотетически нельзя изменить.

Тем не менее, работы в этом направлении уже приносят свои плоды. Сейчас векторные станции изумляют только новичков, дазайнометрия давно стала важнейшим инструментом в арсенале Альянса, а системы управления метаптозом совершенствуются с каждым днём. Так что не за горами тот день, когда машинная теаматика из научного курьёза станет действительно популярным средством изменения реальности.