Урумада

Урумада - традиционный музыкальный инструмент теннерморков, причудливо изогнутая и плавно расширяющаяся тяжёлая труба, сделанная из выдолбленной средней ветви аннэринарии. Её украшают произвольными красно-синими узорами, иногда с умеренным добавлением иных цветов, а также орнаментами, кожаными ремешками, бубенцами, амулетами, перьями редких птиц и тому подобным. Каждая урумада имеет уникальный облик, но существуют как единые для каждого племени или государства, так и всемирные стандарты её устройства. Она издаёт низкий, протяжный, заунывный гул с инфразвуковыми нотами, вызывающими у слушателей чувство лёгкой тревоги и цепенящего транса. На ней играют, как правило, держа инструмент в передних конечностях и уцепившись остальными за ветви дерева, или используя специальную двурогую подпорку. Некоторые умельцы могут делать это даже на ходу, обычно применяя такой приём в походах, для деморализации врага.

Основное, культовое использование урумады началось как минимум 15000 лет назад - таков возраст древнейшего наскального изображения шамана с примитивной версией подобной трубы, найденного в Оропских скалах, хотя некоторые археологи настаивают на ещё более ранней датировке, привязывая ряд мифов о её происхождении к известным доисторическим событиям. У большинства лесных племён она является важной частью религиозных ритуалов. Звук урумады отождествляется с мелодией, под которую танцуют божественные Плясуны, определяя судьбы мира, и если шаман сможет играть в такт их музыке, то принесёт слушателям благословение. Кроме того, зловещий стон этой трубы считается непереносимым для злых духов внешней пустоты, поэтому её часто применяют в обрядах изгнания. Именно от подражания звуку урумады, точнее урруу махд, то есть трубы заклинателя, произошло общее слово «уррум» для обозначения духовых инструментов в целом.

Классическая технология изготовления урумады выглядит сложной, однако в действительности довольно проста. Вначале шаман исполняет предписанный ритуал, свой для каждого племени, и отправляется к заранее намеченной аннэринарии. Под влиянием токсинов дерева духов он впадает в изменённое состояние сознания и обретает особые интуитивные силы. Руководствуясь одному ему известными критериями, он взбирается по стволу и быстро отпиливает одну из четырёх крестообразно растущих ветвей специальным руническим ножом. Затем данную ветвь несколько дней держат в сухом помещении, периодически натирая выступающим из места разреза бурым соком. От этого древесина снаружи укрепляется, а внутри, из-за резкой потери влаги, становится пористой и ломкой. Далее ветвь вертикально ставят в костёр широким концом кверху, и огонь разрушает её изнутри, одновременно придавая сохраняющимся поверхностям характерный глянцевый блеск. После этого шаман извлекает сердцевину и, дуя в заготовку, вырезает на её внутренних сторонах особые бороздки, добиваясь нужного резонанса.

Несколько иначе это описано у Квайгесто Хоймари из Оузингшейры, который оставил подробные заметки о своих знаменитых путешествиях по всему материку. Именно он приспособил лесное название [ʊ'r:u: mɑhd] к фонетике родного языка и первым принёс в горные государства детальное описание урумады. В его книге рассказывается только о технологии Ешек-Караон, более совершенной, чем у остальных племён.

Более современные варианты урумады могут быть изготовлены из других сортов древесины, металла и иных материалов, однако в их форму также приходится вносить те или иные изменения. Кроме того, в горных странах, особенно с развитой промышленностью, такие музыкальные инструменты проектируются инженерами на основе специальной математики, хотя затем их почти всегда донастраивают тем же интуитивным путём. От урумады требуется не столько конкретный звук, сколько гипнотическое воздействие на слушателей, поэтому извлекаемые из двух таких труб ноты при равных условиях могут сильно отличаться. А для религиозных обрядов важен и наркотический эффект сока аннэринарии.

Но если лесные теннерморки освоили эту методику ещё в незапамятные времена, то горные государства узнали о самом её существовании лишь около семи веков назад. Первое упоминание урумады встречается в третьей книге «Описаний земли и моря» Рудаса Хамба, книжника времён позднего расцвета древней империи Оро, расположенной на крайнем юге горного массива и периодически подвергавшейся набегам воинственных лесных племён, известных под общим названием тунгаази. Несмотря на более слабое оружие, эти племена очень эффективно использовали неожиданные атаки и разнообразные тактики устрашения, вероятно совмещая настоящую ингенионную магию с её имитацией.

Однако в других горных странах всё это считали лишь одной из сказок о колдунах и демонах южных чащоб, а после исчезновения тунгаази про них забыли даже жители самих граничных земель. Та же судьба могла постигнуть Хоймари, поскольку из-за склонностей оузингшейрцев к преувеличению и откровенному вымыслу его очень долго не воспринимали всерьёз. Но благодаря живости языка, которым была написана его книга, она сыскала огромную популярность как на родине, так и в окрестных государствах, нередко вдохновляя самых разных деятелей.

Через полтора века после того, как он опубликовал свои заметки, в Рландане разгорелся серьёзный политический кризис. Некомпетентность её авторитарного правительства породила ряд повстанческих группировок, крупнейшей и сильнейшей из которых стали Стиратели, чьё ядро составили военные в отставке. Прекрасно зная принципы ведения боевых действий того времени, они начали с диверсий и психологических атак, охотно подсматривая тактические приёмы во всех найденных источниках. Они понимали, что лесные шаманы были мастерами пускать пыль в глаза и сбивать с толку, а их тактические методы оставались малоизвестными для горцев, поэтому, прочитав книгу Хоймари, решили обратиться непосредственно к дикарям. Отряд повстанцев тайно отправился на юг, среди прочего намереваясь узнать технологию создания инфразвуковых труб и разжиться достаточным их запасом для всей армии, но то, что он оттуда принёс, превзошло самые смелые ожидания.

В то время лесное колдовство само по себе пугало неискушённых горцев, а когда к нему прибавились устрашающие, гипнотические звуки и вихри пьянящего тумана, Стиратели получили очень эффективное нелетальное оружие. Они даже улучшили конструкцию дымной урумады и состав тлеющих в ней смесей, а также придумали, как защищать от её воздействия собственных бойцов. Благодаря умело спланированным операциям трубы заклинателя стали одним из главных средств, принёсших повстанцам победу. После той революции в Рландане сменилась государственная символика - и на новом белоснежном флаге изобразили урумаду, извергающую трёхцветный дым. Так древний сакральный инструмент диких племён стал одним из символов второй по величине страны Эзкорала и, олицетворяя обновлённый свободный мир, прочно вошёл в культуру почти всех остальных горных стран. Теперь каждое их торжественное мероприятие сопровождает его причудливая музыка.

Вместе с шаманами и музыкантами эти инструменты добрались даже до Нихеа, став популярным средством психологической разрядки. Там их роль вновь неожиданно изменилась, когда 8 а.в. на своём скандально известном праздничном концерте Ашмур Тхи, не поставив никого в известность, заправил дымовые отсеки рланданской урумады галлюциногенами. Это происшествие обошлось без жертв, однако вдохновило субкультуру ханетва, активно экспериментировавшую с изменёнными состояниями сознания, на подобное использование трубы заклинателя.

После интеграции Кхаморы в Альянс урумада стала одним из наиболее узнаваемых символов культуры теннерморков, а также была взята на вооружение многими исполнителями фольклорной музыки. Впрочем, за пределами отдельных коммун такой инструмент не получил широкого распространения. Кроме того, поскольку инфразвуковые частоты и дополнительные возможности трубы заклинателя могут нанести здоровью неподготовленных слушателей заметный вред, по правилам организации публичная игра на ней разрешена только в специально отведённых для этого местах, сопровождаясь соответствующими предупреждениями, а сам музыкант вначале должен подтвердить свою квалификацию.

Список использованной и дополнительной справочной литературы, некоторые ссылки автоматически обновляются с выходом новых изданий.

  • А. Л. Малкордан, С. Амальнеми, «Техномагия в музыке», 365-19 а.в., издание 14, глава 33.
  • В. Халликвойт, «Общий курс кхаморийской истории», 1-19 а.в., издание 9, тома 2 и 5.
  • Аргетемнос, Имантал, «Легенды и традиции жителей южного леса», 144-17 а.в., издание 28, главы 24 и 50.
  • Р. Хамб, «Описания земли и моря», 314-16 а.в., издание 5, глава 21.
  • К. Хоймари, «Подлинный отчёт Хоймари из Оузингшейры, избороздившего весь Эзкорал, о виданных им чудесах», 214 с.в., глава 37.
  • Метумар, «Мемуары», 37 с.в., стр. 240-241 и 317-335.
  • Аноним, «Шёпот в подвале: заметки о контркультуре в Нихеа», 330-15 а.в., оформление Виттенбаха, издание 4, глава 8.

Урумаду можно приобрести в магазине музыкальных инструментов или религиозных принадлежностей, однако для этого требуется лицензия.